Официальный портал по вопросам
подготовки и подачи жалоб, заявлений
в службу судебных приставов
+7 (495) 487-16-42 Запись на консультацию

Юридический сервис
подготовки заявлений и жалоб в службу судебных приставов

Требуется юридическая помощь?
  • 1. Разместите заявку
  • 2. Получите бесплатный ответ
  • 3. Ознакомьтесь с официальной информацией
Жалоба на бездействие судебного пристава - официальное разъяснение

На бездействие судебного пристава исполнителя жалоба подаётся в течение десяти дней. Она может быть направлена старшему судебному приставу, органы прокуратуры и суд. Для признания её обоснованной необходимо документально подтвердить противоправность действий сотрудника ФССП.

В процессе исполнительного производства далеко не всегда должностные лица ФССП исполняют свои обязанности должным образом. Эффективный способ заставить работать их как положено – жалоба на бездействие судебного пристава исполнителя.

В каких случаях подается?

Обжаловать бездействие пристава можно в различных ситуациях, когда сторона исполнительного производства считает, что её права нарушаются:

  • отказ в возбуждении исполнительного производства или пересмотре его материалов;
  • неисполнение требований исполнительного документа;
  • медленное исполнение обязанностей по взысканию задолженности;
  • отказ в ознакомлении с материалами ИП;
  • отказ приобщить к материалу дела документы, представленные участником ИП.  

Главное – чтобы жалоба носила обоснованный характер и факт бездействия был доказан. Например, если пристав принял все меры к розыску имущества должника, но оно отсутствует, и взыскание не произведено, то повода жаловаться, в данном случае, нет. Отметим, что право на обжалование есть у каждой стороны исполнительного производства:

  • должник;
  • взыскатель;

 Любой из них может обратиться за защитой своих прав без каких-либо ограничений.

Порядок подачи жалобы на бездействие судебного пристава

Законодательство предусматривает несколько вариантов, куда может быть подана жалоба на бездействие:

  • вышестоящий орган – на пристава районного отдела жалоба может быть подана старшему судебному приставу РОСП или в региональное управление службы;
  • прокуратура – по месту жительства заявителя;
  • суд – по месту ведения исполнительного производства, при этом физические лица обращаются в суд общей юрисдикции, а юридические и ИП  - в арбитражный.

Рекомендуется первоначально обращаться в вышестоящий орган и только после этого в прокуратуру или суд. Так как, по каждому обращению государственные органы обязаны подготовить письменный ответ. В данном случае ответ от старшего судебного пристава может стать дополнительным доказательством в суде бездействия должностного лица ФССП.

Обращение может быть подано:

  • через канцелярию соответствующего подразделения или суда;
  • заказным почтовым отправлением.

Срок подачи жалобы – 10 дней с момента выявления нарушения. Старшим приставом она рассматривается в течение трех дней. После чего заявителю направляется ответ, в котором указано, признана жалоба обоснованной или нет. В случае обоснованности обращения дается информация о принятых мерах реагирования, в том числе и о факте привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности.  

Форма и содержание

Жалоба на бездействие судебных приставов оформляется произвольно в письменном виде и должна содержать следующую информацию:

  • данные заявителя;
  • фамилия, имя, отчество пристава-инсполнителя;
  • номер исполнительного производства и его суть;
  • описание нарушения с ссылками на законодательство;
  • требование о прекращении нарушения, либо о проведении проверки по факту бездействия.

К обращению следует приложить документы, подтверждающие бездействие пристава: копии обращений, заявлений, постановлений. На практике, отсутствие документального подтверждения неправомерных действий служащего ФССП, а также ошибки в оформлении, приводят к признанию жалобы необоснованной. Все доказательства прикладываются в виде копий.