Официальный портал по вопросам
подготовки и подачи жалоб, заявлений
в службу судебных приставов
+7 (499) 938-61-75 Запись на консультацию

Юридический сервис
подготовки заявлений и жалоб в службу судебных приставов

Требуется юридическая помощь?
  • 1. Разместите заявку
  • 2. Получите бесплатный ответ
  • 3. Ознакомьтесь с официальной информацией
Жалоба старшему судебному приставу, официальный образец. Подаётся при наличии незаконных действий или бездействия судебного пристава исполнителя.

Все виды жалоб старшему судебному приставу. Официальная информация

Как и куда направлять жалобу старшему судебному приставу

Нередки ситуации, когда судебный пристав, ведущий исполнительное производство, бездействует или своими действиями нарушает закон. Пострадавшей стороной в этом случае может быть как взыскатель, так и должник. Основным инструментом защиты их интересов является жалоба старшему судебному приставу.

Жалоба старшему судебному приставу на официальном сайте ФССП

Направить жалобу можно двумя способами – лично и через интернет. Личное посещение занимает много времени и сил, поэтому второй вариант – предпочтительнее. Воспользоваться им могут только лица, имеющие электронно-цифровую подпись, поскольку документ без такой подписи, не будет отправлен на рассмотрение.

Электронное обращение составляется на официальном сайте ФССП. Для этого нужно войти в раздел «Интернет-приемная» по адресу: https://fssprus.ru/form. Перед составлением жалобы сайт «предложит» ознакомиться с правилами подачи и рассмотрения обращений. После этого пользователь должен внести в электронную форму следующие данные:

  • статус – физическое или юридическое лицо;
  • ФИО;
  • место проживания – субъект федерации, населенный пункт, улица, дом, квартира;
  • вид – жалоба;
  • тема – следует выбрать из предложенного перечня;
  • непосредственный текст обращения.

При необходимости пользователь может прикрепить файл допустимого формата, затем поставить «галочку» в графе «Условия пользования сервисом», ввести «капчу» и нажать кнопку «Подать обращение».

Узнать о его статусе можно здесь же, на сайте, в одноименном разделе. Для этого в специальную форму вводят код проверки статуса обращения, который заявитель получит по электронной почте после отправки.

Важно! Не каждая жалоба может быть направлена в электронном виде. Так требование об отмене постановления или признании его недействительным подается исключительно в письменной форме тому должностному лицу, в подчинении которого находится пристав, чьи действия обжалуются. Такая жалоба, поданная через сайт ФССП, рассмотрению не подлежит.

Как составить жалобу старшему судебному приставу на судебного пристава-исполнителя

Форма и содержание этого документа регламентируется законом в части наличия ФИО должностного и обращающегося лица, оснований и непосредственного требования. Эта информация обязательно должна присутствовать в жалобе. В остальном она составляется он по общепринятым стандартам. Порядок написания в электронном виде мы рассмотрели в предыдущем разделе. Ниже описывается порядок составления «бумажной» жалобы. Итак, в ней указывается:

  • наименование уполномоченного органа и ФИО его руководителя;
  • ФИО судебного пристава, ведущего дело;
  • ФИО, адрес, паспортные и контактные данные обратившегося лица;
  • реквизиты исполнительного лица (если заявителю они не известны, достаточно указать название гражданского дела, ФИО (наименования) взыскателя и должника);
  • реквизиты оспариваемого постановления или суть незаконного действия;
  • доводы, на которых сторона основывает свои требования;
  • непосредственная просьба;
  • дата, подпись и опись приложенных документов.

Жалоба составляется на русском языке, от руки или на компьютере. Изложение должно быть кратким, ясным, по возможности грамотным. Ссылки на нормы законов указывать не обязательно, но желательно.

Причины для подачи жалобы

Взыскатель или должник могут пожаловаться на судебного пристава, если считают, что его действия (бездействие) носят незаконный характер и ущемляют их права. В связи с этим закон не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, подлежащих обжалованию. На практике такой список в усредненном виде все же сложился. В него входит:

  • бездействие уполномоченного лица – виновное или ненамеренное непринятие необходимых мер для исполнения решения суда;
  • отказ в предоставлении материалов для ознакомления лицу, имеющему на это право;
  • вынесение постановлений, нарушающих права должника, взыскателя и третьих лиц;
  • истребование долга до начала течения срока его добровольной выплаты;
  • наложение штрафных санкций;
  • незаконное проникновение в жилище с дальнейшим арестом и изъятием вещей или без такового и т.п.

Правила подачи и рассмотрения жалобы старшему судебному приставу

Жалоба старшему судебному приставу подается именно в то подразделение ФССП, где находится исполнительное производство. Бумажный вариант составляется в двух экземплярах, на одном из которых принявший ее сотрудник ставит свою подпись или подтверждающий штамп. Этот экземпляр остается у заявителя, ко второму – прилагаются имеющиеся документы. Он передается старшему судебному приставу для принятия решения.

В ходе рассмотрения жалобы уполномоченное лицо назначает служебную проверку, о чем выносит соответствующее постановление. Пристав-исполнитель передает ему материалы дела для изучения, дает письменные или устные объяснения. Если в процессе проверки будут выявлены нарушения, руководитель отдела ФССП:

  • признает действия или бездействие исполнителя незаконными и устанавливает меры, которые необходимо предпринять для восстановления нарушенных прав третьих лиц;
  • полностью или в части отменяет необоснованное постановление и обязывает исполнителя вынести новое;
  • полностью или в части отменяет постановление без принятия дополнительных мер.

Руководитель подразделения фиксирует свое решение в виде постановления, копия которого в течение 3 дней после вынесения направляется заявителю. При необходимости он имеет право привлечь пристава-исполнителя к ответственности в виде выговора, замечания, вынесения приказа о неполном служебном соответствии или увольнения.

Старший судебный пристав не принимает к рассмотрению жалобы, касающиеся постановлений приставов-исполнителей об истребовании исполнительского сбора, итогов имущественной оценки, произведенной экспертом, решений работников, не являющихся судебными приставами. Также рассмотрению не подлежат жалобы, поданные с пропуском срока, отведенного на обжалование или без указания ФИО кого-либо из участников, оснований для обжалования или непосредственного требования.

Образец жалобы старшему судебному приставу

Срок подачи жалобы

Ответ на этот вопрос содержится в главе 18 ФЗ-229. Так, согласно ее нормам, заинтересованное лицо имеет право подать жалобу старшему судебному приставу не позднее 10 дней после вынесения спорного постановления.

Этот же срок распространяется и на случаи, когда претензии предъявляются в связи с действиями или бездействием пристава-исполнителя. 10 дней следует отсчитывать с того момента, когда заявителю стало известно об осуществлении действия или был выявлен факт бездействия.  

За стороной исполнительного производства, не извещенной о вынесении постановления или совершении действия (бездействия), право на обжалование сохраняется в течение 10 дней с того момента, когда ей стало известно об указанных обстоятельствах. 

Срок рассмотрения жалобы

Жалоба, поступившая руководителю подразделения ФССП, рассматривается в течение 10 дней после ее регистрации. Этот срок приостанавливается, если заявление о признании незаконным постановления пристава-исполнителя передано в суд.